Воскресенье, 21.10.2018, 04:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Библиотечное молодежное движение "МЫ"

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Что станет с библиотеками в ближайшем будущем
Всего ответов: 71
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Мониторинг пользователей Центра правовой информации «Библиотеки Крашенинникова» и их предпочтений
22.06.2012, 14:56
Мониторинг пользователей Центра правовой информации «Библиотеки Крашенинникова» и их предпочтений
 
Бондарева Наталья, зав. отделом ЦПИ «Библиотека Крашенинникова»
 
     Центр правовой информации «Библиотека Крашенинникова» как общедоступный центр правовой информации открыт для всех. Это существенным образом определяет состав пользователей центра правовой информации: по сути дела, ЦПИ работает не только на читателей библиотеки, а на все население своего региона, и даже шире — зачастую не только и из близлежащих населенных пунктов, но и из других городов и регионов.
     С целью изучения читательских запросов среди пользователей ЦПИ было проведено анкетирование. Было опрошено более 300человек. Читателям задавали следующие вопросы:
- С каким вопросом Вы сегодня пришли в ЦПИ?
- Нашли Вы ответ в необходимом объеме?
- Соответствует ли объем и уровень литературы вашим потребностям?
- Ваше мнение о ЦПИ.
     Проведенное анкетирование еще раз продемонстрировало востребованность ЦПИ среди населения, многие респонденты, отмечая высокий уровень работы ЦПИ, высказывали пожелания о проведении в ЦПИ юридических консультаций. На сегодняшний день в ЦПИ бесплатно проводятся консультации для населения членами местного отделения Ассоциации юристов России и студенческой юридической клиникой кафедры права МГТУ.
     Как показывают исследования, ежегодно центр правовой информации обслуживают свыше трех тысяч пользователей.
     Основными пользователями ЦПИ являются как организации, так и обычные граждане.
     Среди корпоративных абонентов ЦПИ можно выделить:
•органы государственной власти (различные комитеты и комиссии разного уровня, вплоть до Администрации города и Городской думы, депутатов которой обслуживает ЦПИ; все звенья управленческой и административной структуры региона, областные и местные властные структуры и т. п.). Читателей этой категории интересуют, прежде всего, следующие темы: техника законотворчества, политические технологии; инновации в управлении, организационная культура и т. п.;
•государственные структуры (например, суды);
•органы местного самоуправления;
•высшие учебные заведения (особенно юридического профиля);
•музеи, школы, архивы, другие библиотеки, средства массовой информации, некоммерческие и коммерческие организации и т. д.
     Их запросы связаны, в первую очередь, с предоставлением текстов конкретных официальных правовых актов, нормативных положений общегосударственного и местного уровня, а также тематической информации.
     Цель их посещения ЦПИ, как правило, определяется ими, как:
•просмотр конкретного нормативно-правового документа или списка документов (примерно 70 %);
•самостоятельная работа с электронными правовыми ресурсами (примерно 50 %).
     Их запросы, как правило, имеют адресный и фактографический характер.
     Но всё же основной функцией ЦПИ является доведение правовой информации до простого гражданина, обеспечение ежедневных потребностей людей, сталкивающихся с проблемами в той или иной области, что требует разрешения вставших перед ними вопросов с помощью законодательных и нормативных актов.
     Основными группами индивидуальных пользователей ЦПИ являются: студенты и преподаватели (особенно вузов юридического профиля), учителя школ, юристы, бизнесмены различного уровня, специалисты различных отраслей промышленности, фермеры, военнослужащие, представители социально незащищенных слоев населения (пенсионеры, безработные, инвалиды, мигранты и др.). Темы их информационных запросов тесно связаны с теми жизненными проблемами, которые им приходится решать.
     Запросы студентов и преподавателей направлены на удовлетворение своих информационных потребностей, возникающих в процессе учебы и повышения квалификации. Их в основном интересуют подборки законодательных актов по определенной теме, материалы для написания курсовых и дипломных работ, статей и диссертаций, аннотированные справки, включающие публикации из периодических изданий, методика составления библиографических списков, краткие справочные аннотации к каждому названию документа, раскрывающие их содержание, и т. д.
     Запросы предпринимателей связаны с налоговым законодательством, арбитражем, организацией бухгалтерского учета и т. п. Фермеры знакомятся с земельным и налоговым законодательством, положениями о субсидиях и т. п. Пенсионеров — как одну из многочисленных групп посетителей ЦПИ — интересует, прежде всего, законодательство в социальной сфере: всевозможные льготы, вопросы начисления, расчета и перерасчета пенсий, пенсионное законодательство о ветеранах, субсидии, законодательство в области здравоохранения, наследственное право и т. п. Военнослужащие хотят знать законодательство по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью, а инвалиды — изучить льготы в сфере здравоохранения, пенсионного обеспечения, образования, жилищного права и т. д. Мигрантов, переселенцев, безработных интересует трудовое законодательство, механизм получения льгот и пособий, постановки на биржу занятости и т. п.
      В целом, в качестве наиболее запрашиваемых тем, можно назвать следующие:
• местное самоуправление;
• защита прав потребителей;
• пенсионное законодательство;
• жилищное законодательство;
• проблемы наследования;
• законодательство о земле;
• социальная защита;
• семейное законодательство;
• здравоохранение;
• регистрация транспортных средств;
• законы РФ об образовании;
• таможенные пошлины;
• оружие;
• алкогольная продукция;
• авторское право;
• уголовное право;
• международное право;
• налоговое законодательство;
• организация бухучета;
• защита прав потребителей;
• права человека и др.
     Следует заметить, что кроме постоянно востребованных тем существуют т. н. «сезонные» темы: военный призыв, выборы, уплата налогов и др.
     Строя свою работу, ЦПИ не только ориентируется на уже имеющихся пользователей, но и пытается предугадать информационные запросы потенциальных пользователей. Одной из таких групп являются подростки, которых пока немного среди пользователей ЦПИ.
     Исследования показывают, что пользователей ЦПИ можно разделить по уровню правовой грамотности на несколько групп. Первая — наиболее многочисленная — состоит из граждан, никогда не сталкивающихся с правом и правосудием, не ориентирующихся в системе российского законодательства. Попав в сложную ситуацию, они надеются на получение квалифицированного совета и помощи в разрешении возникших перед ними проблем. Им очень нужна не только информация, но и консультационная помощь. Вторая группа — это люди, имеющие определенные навыки работы с правовой информацией, уже изучившие доступные им нормативно-правовые акты и комментирующие материалы. Им, как правило, нужна помощь в оформлении различного рода документов (жалоб, заявлений, запросов и т. п.).
     Сотрудники ЦПИ ведут учет пользователей, как правило, используя формуляры читателей, указывая их социальный статус, возраст, фиксируя запрос.
 
Список используемой литературы:
 
1.Доступ к правовой информации: методические материалы по организации работ публичных центров правовой информации / Сост. Н.З. Стародубова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. - 288с.
2. Мелентьева Ю.П. Публичные центры правовой информации: новые возможности библиотечного обслуживания. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 96с.
3.Никитина Е.В. Организация центра правовой информации. Опыт Липецкой областной универсальной научной библиотеки //Справочник руководителя учреждения культуры. – 2005. – № 2. – С.40-47, № 3. – С.27-33.
Категория: Мои файлы | Добавил: MY | Теги: Центр правовой информации, Бондарева Наталья, Библиотека Крашенинникова, аттестационная работа
Просмотров: 1997 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2018