Суббота, 20.04.2024, 12:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Библиотечное молодежное движение "МЫ"

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Что станет с библиотеками в ближайшем будущем
Всего ответов: 72
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Опыт отечественных и зарубежных библиотек по привлечению пользователей
22.06.2012, 15:15
Опыт отечественных и зарубежных библиотек по привлечению пользователей

Никитенко Юлия, библиотекарь читального зала ЦГБ им. Б. Ручьева 
 

     Снижение интереса к чтению – проблема, которая в последнее время занимает умы не только тех, кто профессионально занимается вопросами «чтения и нечтения», но и широкой общественности. Ее характеризуют как общемировую тенденцию. В преамбуле к «Национальной программе поддержки и развития чтения» отмечается, что в России: «современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением». Осознавая этот факт, сотрудники библиотек прилагают усилия к тому, чтобы возродить былой престиж чтения, пропагандировать книгу и чтение, сформировать положительный имидж современной библиотеки. Не всегда, надо заметить, этой работе хватает системности, особенно на уровне всей организации в целом (например, библиотечной системы), но ценные крупицы опыта несомненно имеются.
Все усложняющиеся задачи сегодняшнего и завтрашнего дня побуждают библиотеки искать более эффективные, современные методы и формы работы с молодежью для привлечения ее к чтению, к библиотеке.
     Атмосфера Херсонской областной детской библиотеки во многом формируется активной клубной деятельностью, разворачивающейся на ее площадках. Важно, что здесь реализуется не только творческая инициатива библиотечных работников, предлагающих новые интересные проекты, но и читательская самодеятельность.

В библиотеке развернули свою деятельность следующие клубы::

- «Бестселлер» - клуб любителей чтения. Создан по инициативе читателей, активных участников программы летних чтений. В центре внимания членов клуба все мировые бестселлеры: читают, обсуждают, дискутируют.

- «Эстет» - арт-салон. Тут собираются поклонники искусства. Презентации выставок, встречи с художниками, актерами, музыкантами, показ мод – все это в арт-салоне.

- «Ориентир» - правовой лекторий. На его заседаниях можно задать любой вопрос представителю юридической консультации, поучаствовать в ситуативных тренингах, дискуссиях.

- «English club» - лингвоклуб. В общении с волонтером-американцем дети совершенствуют свой разговорный английский.

- «Литература + кино» - киноклуб. Просмотр на «большом» экране в Медиацентре фильмов – экранизаций литературных произведений и их обсуждение (с использованием «первоисточника») и др.
     Чтобы оправдать ожидания новичков, библиотека должна быть привлекательной. Это, безусловно, и внешняя привлекательность – уютные залы, современные интерьеры, удобная мебель. Привлекательная библиотека – это когда в ней детям радостно и интересно, когда хочется приходить туда не только за информацией, но и просто так: провести свободное время, пообщаться с ровесниками на заседаниях клубов и даже посмотреть фильм на «большом» экране.
     В Белгородской городской библиотеке действует центр правового просвещения детей, который предлагает читателям правовую информацию на базе современных технологий. Организована бесплатная консультация юриста для читателей-детей и их родителей.
     Кроме коллективных в библиотеке организованы индивидуальный просмотр и прослушивание аудиовидеоматериалов, их можно выбрать по иллюстрированному каталогу «Смотри на домашнем видео».
     Новосибирская библиотека многие годы является своеобразным генератором идей, полигоном для реализации новых библиотечных проектов в Сибирском регионе. Девизом всех акций по продвижению чтения служат слова: «Читать престижно!» Данный девиз размещен на синих футболках сотрудников библиотеки. В День работника культуры, надев эти майки и взяв плакаты со словами «Книга вдохновляет», сотрудники библиотеки прошествовали по улицам областного центра. Таким образом, они популяризировали библиотеку, книгу, чтение. Следует отметить, что реклама конкурса «Читать престижно!» отражена на большом плакате в витринном окне библиотеки.
     Золотецкая сельская библиотека Беломорской ЦБС г. Петрозаводска Республики Карелия вошла в республиканскую программу «Здоровый образ жизни» и получила средства на приобретение спортивного инвентаря на сумму 50 тысяч рублей.
     Со ступеньки «способствовать пропаганде» библиотечное учреждение шагнуло к практике оздоровительных услуг, оборудовав и запустив свой небольшой тренажерный зал, в котором есть силовой тренажер, беговая дорожка, вело- и шаговый тренажеры, мячи, обручи, скакалки и палатка для походов, вылазок на природу читателей-школьников. Самый серьезный интерес к залу проявляет молодежь от 16 до 24 лет.
     Молодежной творческой группой Кемеровской ОЮБ была предложена и разработана программа «Библиотека без задолжников», которая наряду с традиционными мероприятиями (Неделя всепрощения задолжников, оповещение задолжников по телефону) включает в себя и новые формы работы.
Например, среди читателей-задолжников был проведен конкурс на лучшую «объяснялку», озаглавленную «Почему ты не сдал вовремя книги в библиотеку?» Его победительница написала целую поэму о причинах, которые помешали вернуть книги в назначенный срок. За столь нестандартный подход она была освобождена от уплаты неустойки.
     Недели всепрощения всегда широко рекламируются и красочно оформляются. В одну из Недель отдел абонемента был оформлен плакатами и лозунгами в стиле 20-х годов прошлого века: «Ударим своевременной сдачей книг по задолженности!», «Ликвидируем задолжника как класс!», «Все на борьбу с задолжниками!»
     Акция Пермской краевой библиотеки им. А. М. Горького «Ночь перед экзаменом». В январе в большинстве пермских высших учебных заведений проходят экзаменационные сессии. Всем известно, что студентам не хватает одной ночи для подготовки к экзамену. Для того, чтобы помочь студентам успешно сдать сессию Краевая библиотека на две недели продлила время своей работы с 20.00 до 23.00.
     Читателям библиотеки были созданы все условия для плодотворной и комфортной работы, они могли не только позаниматься в читальных залах, заказать необходимые книги из отдела книгохранения, поработать с современными информационными ресурсами, но и выпить горячего чая.
Более 50% опрошенных в ходе акции читателей выразили желание заниматься в библиотеке до позднего вечера и даже до утра. Посетителями в вечернее время были студенты, преподаватели государственных и коммерческих вузов, а также другие категории читателей, все они неоднократно высказывали пожелание повторить акцию во время весенней сессии.
     В Самарской областной юношеской библиотеке создан Молодежный информационно-консалтинговый Центр «ПУЛЬС-ИНФО».
Центр осуществляет индивидуальное и коллективное информирование пользователей по различным темам и запросам, предоставляет информацию в печатном и электронном формате, оказывает различные сервисные услуги.
Основные направления деятельности центра охватывают весь спектр интересов молодежи: формирование гражданской позиции, выбор профессии, раскрытие и развитие творческого потенциала и т.д.
     Воспитательные и образовательные задачи центр решает в сотрудничестве с широким кругом партнеров, в числе которых: Министерство культуры и молодежной политики, Агентство по реализации молодежной политики, молодежные организации муниципальных образований, областные профильные центры, библиотеки учебных заведений и т.д.
     Сотрудники центра оказывают информационную поддержку в реализации молодежной политики, проводят и участвуют в областных семинарах, конференциях, слетах и других мероприятиях.
     «Сок-шоу» – акция против курения и алкоголизма, организованная библиотекой Ивановского государственного энергетического университета среди студентов-первокурсников.
     Цель – дать полезную информацию о вреде курения и алкоголизма, убедить в пагубности вредных привычек и предложить правильный выбор – сок вместо сигареты и пива, здоровый образ жизни.
     Шоу сопровождалось конкурсами, викторинами, музыкальными номерами, информацией научного характера. По ходу мероприятия происходил обмен сигарет, зажигалок на соки. Победители викторин и конкурсов также награждались соком.
Присутствующим раздавались закладки с советами, как легче бросить курить. В конце «Сок-шоу» каждому из гостей был предложен стакан сока.

Зарубежный опыт

     В одной из публичных библиотек Сингапура с успехом функционирует новый сервис - музыкальная студия, которая называется Silent Studio (Тихая Студия). Она названа так потому, что в ней установлено оборудование, позволяющее минимизировать громкость звука и тем самым не беспокоить других посетителей библиотеки.
     Создав такую студию, библиотека надеется привлечь в свои пенаты немало музыкантов, особенно молодых, которые будут оттачивать здесь свое мастерство, создавать новые музыкальные композиции. Кроме того, в студии очень удобно прослушивать коллекцию различных библиотечных музыкальных материалов, записанных на СD, DVD, просматривать аранжировки и печатные музыкальные издания.
     Библиотечные пользователи могут приходить в студию со своими переносными музыкальными инструментами (гитарами, контрабасами) или пользоваться библиотечными музыкальными инструментами. Библиотечная студия работает ежедневно с 11 часов утра и до 9 вечера.
     В библиотеке Корнельского Университета (США) появилась новая услуга. Теперь на абонементе библиотеки студенты могут получать во временное пользование велосипеды и шлемы. Подобно другим библиотечным материалам, за вовремя невозвращенные велосипеды предусмотрены изрядные штрафы.
В Бельгии, чтобы привлечь одиноких людей, особенно молодых, в библиотеки им обещают романтическое приключение. Библиотекари надеются, что библиотечные знакомства (bib-dating) скоро войдут в моду.
     «Это служба знакомств, но в ином антураже – среди книг», – говорит библиотекарь Эрик Ван дер Стратен, один из авторов идеи. Он и его коллега Дэнни Теувис надеются, что их проект разрушит представление о библиотеке как о скучном месте.
     Передвижные библиотеки в Африке – одна из новых форм библиотечного обслуживания населения этой страны.
Северо-восточная провинция Кении считается самой слаборазвитой частью страны, здесь 85% населения неграмотны.
     Издавна верблюды были здесь главными перевозчиками воды, пищи, одежды и пр. Да и сегодня многие уголки этой части Кении остаются недосягаемыми для автотранспорта из-за плохих дорог. Поэтому жители труднодоступных уголков провинции не смогли бы пользоваться передвижной библиотекой, если бы на помощь не пришли верблюды.
     Национальная библиотечная служба Кении открыла в г. Гарисса свой филиал «Библиотечное обслуживание на верблюдах» Отсюда караваны верблюдов несут книги в стойбища скотоводов, лагеря беженцев, школы и пункты обучения грамоте взрослого населения.
     Необычные крытые повозки (фургоны), запряженные двумя ослами, появились на дорогах округа Нкайи на северо-востоке Зимбабве.
     Это передвижные мультимедийные библиотеки, которые обслуживают отдаленные или же труднодоступные из-за бездорожья уголки округа. На полках внутри фургона находятся не только книги, но и музыкальные диски, записи, видеокассеты. На крыше фургона установлена солнечная батарея, служащая источником питания для аудио- и видео-оборудования, размещенного внутри фургона. При необходимости к нему можно подключить даже спутниковую антенну.
     Мультимедийная библиотека обеспечена такими средствами связи, как телефон, факс, электронная почта и предоставляет доступ в Интернет.
     Управление культуры общины г. Стокгольма решило создать в стокгольмском метро сеть мини-библиотек.
     Многие жители шведской столицы жалуются, что у них просто нет времени посещать библиотеки, и цель проекта - помочь им, а заодно и всем желающим тянуться к знаниям. Теперь даже ленивый сможет без труда воспользоваться новой услугой: благодаря специальным машинам, автоматизирующим процесс выдачи книги - книгоматам - взять или сдать книгу можно будет за считанные секунды.
     Стокгольмским метро регулярно пользуется до 75% населения города, и в управлении культуры рассчитывают на успех своего проекта, призванного сделать жителей шведской столицы более начитанными. В библиотеках на станциях метро также имеется бесплатный Wi-Fi.
     В американских библиотеках посетители могут не только взять книги на дом, но и свободно пользоваться Wi-Fi, осуществлять поиск работы в базе данных по вакансиям, писать резюме на библиотечных компьютерах.
Колумбийская городская библиотека использует в свободное от учебы время 15 своих центров внешкольных занятий (помощь в приготовлении домашних заданий) для оказания содействия людям, потерявшим работу и ищущим новые вакансии. Сотрудники библиотеки, волонтеры помогают им найти работу, составить резюме, заполнить онлайновую анкету, освоить компьютер, а также повысить свою квалификацию.
     Публичная библиотека в городе Шарлот (Северная Каролина, США) организовала для подростков особую зону – Лофт (чердак), где молодежь может записывать музыку, создавать анимационное видео, загружать свои клипы в YouTube, помещать свои страницы в Facebook, играть в видеоигры и, конечно, читать книги и журналы. В Лофт имеют доступ только подростки от 12 до 18 лет и те библиотекари, которые их обслуживают.
     Идея заключается в том, чтобы создать некое убежище, где нет ни родителей, ни учителей, и где подростки общаются между собой, шумят и разрисовывают стеклянные стены маркерами. В Лофте не действует ни одно из обычных правил поведения в библиотеке. Там только три правила: уважай себя, уважай других и уважай место, где ты находишься.
     Авторы этого новшества надеются таким способом привлечь в библиотеку больше молодых пользователей.
     Не отстает от Америки и Великобритания. Там с 2007 по 2010 гг. проходила акция по открытию в ряде публичных библиотек (пилотный проект) книжных баров, где молодые посетители могут с помощью книжного меню заказать интересующие их материалы, а также выпить чашечку кофе или чая, опустив несколько шиллингов в автомат с безалкогольными напитками. Книжные бары помимо автоматов с напитками будут оснащены плазменными TV экранами, а посетителей будут обслуживать специально обученные библиотечные волонтеры, которые исполнят роль официантов. По мнению английских социологов, это новшество привлечет в библиотеки больше молодежи, которая превосходно себя чувствует в подобной обстановке.
     Еще один из популярных проектов в английских библиотеках - привлечение молодежи к формированию единого библиотечного фонда. Молодые люди вместе с комплектаторами участвуют в отборе и приобретении художественной, отраслевой и учебной литературы в книжных магазинах, на выставках издательств, на сайтах Интернет-магазинов с целью отбора наиболее интересных для них книг.
Характерно, что к реализации проектов привлекаются не только постоянные пользователи библиотек, но и те молодые люди, которые не посещают библиотеки, и даже те, кто относится к ним негативно.
Библиотеки мотивируют молодежь для участия в проекте через систему поощрений: бесплатные билеты в кино или кафе; бесплатное время работы в Интернет, возможность научиться пользоваться офисной техникой и т.д.
     В Германии важной частью библиотечной работы является поддержка детского чтения. В Американской библиотеке памяти (Haus Amerika Gedenkbibliotek – AGB) проводится много мероприятий по решению данной проблемы. Почти ежедневно проходят «Сказочные дни», когда выбирается какая-либо сказка и по ней развертывается занимательная дискуссия-вопросник или игра.
     Программы «Сказочная почта», «Сказка и театр», «Сказка и танец» - это комплекс мероприятий, направленных на то, чтобы заинтересовать подрастающее поколение книгой и привлечь в библиотеку. Посещаемость таких мероприятий достаточно высока благодаря оперативному информированию о них на сайте библиотеки и сотрудничеству со школами. Чаще всего на мероприятия приходят школьники начальных школ (до 5 класса) или родители с детьми. Для школьников более старшего возраста организуются специальные программы, призванные с помощью новых информационных технологий заинтересовать детей книгой, например, проект «Интерьер-репортер», где школьники самостоятельно подбирают информацию и создают страничку в Интернете.
     В программе «Дети – эксперты» подростки работают с научно-познавательной литературой, проводят различные исследования и таким образом получают информацию, которая их интересует.
     Большой интерес вызывают у детей ночные библиотечные мероприятия, где им читают книги, рассказывают страшные истории, показывают фильмы и организуют костюмированные представления. Ночью в библиотеку школьников охотно отпускают родители.
     В рамках международного фестиваля молодежи в библиотеке проводятся курсы обучения пользования Интернетом. В библиотеке есть центр обучения, который предоставляет детям возможность бесплатно пользоваться компьютерами: 1 час доступа в Интернет и 1 час – для самостоятельной работы, обучаться на курсах английского и французского языков и т.д. Для помощи в выполнении домашних заданий юным читателям предоставлены соответствующие материалы, выделена специальная комната, к ним прикреплен квалифицированный библиотекарь-педагог.
     Кроме того в AGB всегда находится сотрудник, который оказывает помощь детям в работе с компьютером. В рамках работы Юношеского информационного центра молодые люди в возрасте до 27 лет могут обратиться в AGB для получения бесплатной консультации юриста, социального работника или психолога.
     Таким образом, немецкие библиотеки для детей и юношества представляют собой своего рода конгломерат – научный, учебный и досуговый центр, который стремится обратить внимание юношества на книгу и чтение, но и помочь школьникам в учебе, научить, как правильно пользоваться информацией, привить культуру чтения и помочь в решении любых жизненных проблем.
В Американской библиотеке памяти и других детских библиотеках Германии накоплен интересный опыт работы с детьми и подростками, в частности по организации многопрофильных учебно-досуговых центров. Его использование может быть чрезвычайно полезным для развития и улучшения библиотечной работы с детьми и юношеством в России.
     Что бросается в глаза в первую очередь, когда посещаешь французские библиотеки? Абсолютная уверенность их сотрудников и пользователей в том, что эти учреждения необходимы обществу. Они – как неотъемлемой логическое звено в системе других социальных учреждений.
     В этом там убеждает все: в библиотеках созданы предельно комфортные условия для разносторонней деятельности человека, направленной на приумножение его знаний, информированности, духовного опыта.
     «Все для интеллектуального труда!» - это и лозунг, и рабочая формула зарубежных коллег. Они уверены: именно в духовном, интеллектуальном развитии нации заключена успешность страны. Библиотеки открыты с 10 до 22 часов. Посетителям библиотеки не требуется предъявлять документ, удостоверяющий личность, надо только зарегистрироваться в электронной справочной системе библиотеки. Огромные залы разделены на зоны. В них имеются справочная служба, зал электронных ресурсов и Интернета, специальное помещение для читателей, где они могут осуществить ксерокопирование и сканирование нужных документов. Основные книжные фонды находятся рядом с зонами, где стоят компьютеры. Специального хранилища нет, а значит, и нет специалистов-хранителей в штате библиотеки. Отбор литературы в библиотеки ориентирован строго на запросы пользователей. Для этого осуществляется постоянный мониторинг запросов. Можно заказать книгу по электронному каталогу. Предусмотрены специальные кабины для научной работы, ограничивающие посторонний шум. Есть зал самообразования. В нем с помощью мультимедийных ресурсов и сопроводительной литературы, а также аудиоаппаратуры можно бесплатно самостоятельно усовершенствовать свои знания в различных областях: от иностранных языков до математики и искусства. На дом выдают все – можно взять даже картину. Пользование библиотекой бесплатное.
     А университетские библиотеки г. Дижона и г. Лиона работают даже в ночное время, что особенно удобно студентам. Здесь можно не только читать, слушать музыку, изучать языки, но и посетить выставку произведений искусства, посмотреть фильм, посетить вечер поэзии или научную конференцию.
Для желающих организуются бесплатные обучение или стажировки, достаточно за три недели сделать соответствующий запрос.

Заключение

     Современные требования посетителей, как правило, и просты, и сложны одновременно: главными достоинствами библиотечных учреждений должны быть открытость, доступность и комфорт.
С одной стороны, предоставление полной информации посредством мобильного, открытого библиотечного фонда документов, отвечающего растущим запросам своих пользователей.
     И комфортные условия, которые обеспечивают этот процесс, - с другой.
Именно в этом состоит сегодня философия библиотечного обслуживания. Стоит задуматься и о переоценке значимости библиотечных учреждений, научиться по-современному управлять книжными фондами, компьютерами и читателями, моделировать библиотечное пространство. Необходимо привести традиционные функции библиотеки, привычные формы работы в гармонию с новыми технологиями и формами обслуживания. Необходимо переосмысление наболевшей проблемы востребованности библиотек населением, роли библиотечных специалистов в решении этих вопросов, готовности к этой работе.
     Хватит ли у нас решимости для тех изменений, которые назрели в каждой конкретной библиотеке для того, чтобы она стала по-настоящему интересной и необходимой для населения? Не пора ли всем, и специалистам, и учредителям библиотек, подумать: какую модель внутреннего библиотечного пространства необходимо выстроить в своей библиотеке, используя то, что в ней уже есть на сегодняшний день: помещение, книжные фонды, мебель, технические средства и какие формы работы здесь более уместны. Что изменить для того, чтобы у населения о библиотеках формировалось мнение, как об учреждениях, без которых действительно нельзя обойтись. И что еще надо сделать для того, чтобы библиотека стала привлекательнее. Подумать об этом стоит, а там и дело, и результаты не заставят себя ждать.

Литература

1. Бирюкова Г. нет на Земле неинтересных мест // Библиотека. – 2008. - № 9. – С. 74-77.
2. Голубенко Т. Еще раз о востребованности Ямальских библиотек, или Что мы можем взять из европейского опыта // Библиотека. – 2008. - № 2. – С. 74-77.
3. Кислова Е. Привлекая, увлекать! // Библиотека. – 2008. - № 1. – С. 74-77.
4. Кресова Л.Е. Активизация читательских интересов детей в библиотеках Германии // Библиотековедение. – 2009. - № 4. – С. 90-94.
5. Монина В. Как привлечь молодежь? // Библиотека. – 2008. - № 1. – С. 8-9.
Категория: Мои файлы | Добавил: MY | Теги: Никитенко Юлия, аттестационная работа, отечественный опыт, зарубежный опыт, привлечение читателей
Просмотров: 20192 | Загрузок: 0 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
dth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *:
Email:
Код *:
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024