Муниципальное учреждение культуры
"Объединение городских библиотек” Магнитогорск 2010г.
Имидж как показатель делового статуса
Писанникова О.А., зав. ООИЕФ ЦБ им. Бориса Ручьева
Этимологически понятие «имидж» восходит к французскому image, что означает образ, изображение, представление. В современном значении оно обозначает то впечатление, которое производит человек на окружающих, что и как он говорит и делает, каков стиль его мышления, поведения, обращения с людьми, его внешность, одежда, манеры.
Несомненно, имидж — это не только смена одежды. Преследуя цель определенным образом выглядеть в глазах окружающих и воздействовать на них, мы корректируем наши жесты, позы, манеру говорить, подбираем аксессуары, которыми пользуемся (от зажигалки до автомашины), продумываем интерьер, в котором нас видят. Конечно, учитываем особенности тех, на кого он рассчитан: возраст, пол, социальный статус, интересы и потребности людей. Необходимо знать специфику той сферы, в которой будет «работать» образ: деловая жизнь, артистическая богема, студенческая аудитория и т.д. Также определяется метод воздействия – эпатирующий или доверительный, загадочно – отстраненный или доступный.
Имидж – это целостный образ, слагаемый из многих факторов. Когда говорят об имидже человека, то имеют в виду:
· имидж среды (как выглядит офис, кабинет, автомобиль);
· овеществленный имидж (предметы, которые создали и которыми пользуемся: написанное письмо, визитная карточка, подарки и цветы, которые вручаем);
· вербальный имидж (от лат. verbalis — «словесный»; это манера говорить и писать);
· кинетический имидж (невербальные средства общения: жесты, мимика и телодвижения);
· габитарный имидж (от лат. habitus — «внешний»; включает костюм, прическу, аксессуары, и др.);
· ментальный (мировоззренческие и морально-этические установки, социальные стереотипы);
· фоновый имидж. Фоновый имидж может быть дистантно-опосредованным и контактно-непосредственным.
Дистантно-опосредованный фоновый имидж — это те сведения, которые получают люди не от нас самих, а извне: из СМИ, по «сарафанному радио» и другим источникам. Эта информация не только дополняет содержанием образ, но и оказывает несомненное влияние на то, в каком свете восприняты окружающими. Образ, отраженный в сознании людей, или впечатление, которое вы производите, также называют словом «имидж». Факты, послужившие для создания дистантно-опосредованного фонового имиджа, могут быть не обязательно правдивыми: вымыслы, заведомая ложь, сплетни. Однако преувеличения ваших достоинств бывают не менее опасны, чем клевета. Иногда трудно соответствовать тем ожиданиям, которые сложились у людей на основании излишне восторженных отзывов. Вступая в контакт, вы должны быть готовы то ли нейтрализовать, то ли утвердить создавшееся о вас мнение. К контактно-непосредственному фоновому имиджу можно отнести тех людей, в обществе кого вы находитесь. Они также несут о вас определенную информацию. Вспомните фразы: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты», «С кем поведешься, от того и наберешься». Таким образом, свой персональный имидж формируете не только вы сами, но и ваши родственники, домочадцы, сотрудники, партнеры по бизнесу.
Так, однажды начинающий композитор принес Эдит Пиаф написанную для нее песню. «Она прекрасна, и ее будут петь, — сказала певица. — Но это песня о счастливой, торжествующей любви, а это не Пиаф. Моя тема – поиски любви и утрата недолговечного счастья». Эдит в жизни не была сплошной неудачницей: ее всегда окружали друзья и поклонники, она любила смеяться, шутить, весело и дерзко прожигать жизнь. И лишь выходя на сцену, она создавала образ раненой птицы. Этому образу она подчиняла и подбор репертуара, и сценические наряды, продумывала жесты и позы. Обладая непогрешимым артистическим вкусом, великая трагическая певица ясно понимала концепцию своего творчества, осознавала созданный ею имидж.
Считается, что имидж - часть действий публичных людей. Тем более это должно относиться к представителям библиотечной профессии. Кто, как не библиотекари, ежедневно общается с большим количеством людей? Смело можно говорить о том, что они - публичные люди. Исторически сложилось так, что библиотекарь всегда оставался как бы в тени своего дела. Такие понятия, как "скромный", "тихий", стали неотъемлемыми, сопутствующими нашей профессии. Но не слишком ли мы увлеклись своей незаметной ролью? Не по этой ли причине бытует сравнение библиотекаря с "серой мышкой"? Долгое время в СМИ, художественной литературе (как русской, так и мировой), киноискусстве формировался отрицательный образ библиотекаря (тусклая внешность, волосы, убранные в пучок, тихая, а порой даже безропотная женщина). И что удивительно - библиотекари не всегда пытались сломать данное представление о себе. Но время идет. Постепенно менялось и отношение людей к библиотечной профессии. Библиотекари выходят на международный уровень, общаются с коллегами из разных стран, и, как следствие, приходит понимание места своей профессии в мире. Возникает потребность взглянуть на себя со стороны, проблема имиджа библиотечной профессии. Да, народная мудрость утверждает, что скромность украшает человека. Но она украшает именно человека, а не профессию. Одной из многих проблем является подготовка кадров. Общественное мнение оказывает огромное влияние на выбор профессии, поэтому сегодня необходима не просто корректировка общественного мнения, а создание нового позитивного восприятия профессии библиотекаря, и решение этого вопроса должно беспокоить не только коллег-теоретиков, но и нас - библиотекарей-практиков. Потому что именно мы, общаясь с читателем, порой неосознанно положительно или отрицательно влияем на популярность нашей профессии. Проблема имиджа, общественных представлений о профессии принадлежит к числу "вечных вопросов", заботящих библиотекарей разных стран. Несколько лет назад был опубликован материал, вызвавший горькое чувство у наших американских коллег. В электронном приложении к респектабельной газете "Уолл-стрит джорнэл" появился рейтинг профессиональных занятий, выведенный на основании нескольких факторов: зарплата, возможность продвижения и т.д. В этом списке из 250 занятий библиотечное дело оказалось на… 245-м месте! Важно подчеркнуть, что дело здесь не в зарплате - в специальном рейтинге оплаты библиотекари заняли 108-е место из тех же 250. Главная задача имиджа - показать наряду с компетентностью вашу готовность к общению, создать образ доброго советчика. Наш имидж в сознании других людей создается поведением, речью, обликом и профессионализмом. И чем гармоничнее все составляющие, тем более цельным оказывается впечатление. Для определения места библиотекаря в областях социально-коммуникационной деятельности проводились исследования деловых качеств работников этой профессии. По материалам исследований был составлен "идеальный "Деловой портрет библиотекаря", в котором акцент сделан на наиболее значимые психологические качества. К ним относятся:
· внимание,
· настойчивость,
· дисциплинированность,
· память,
· уравновешенность,
· коммуникативность,
· активность,
· четкая грамотная речь,
· умение логически мыслить.
Нельзя все знать, но можно и должно знать, в каком направлении нужно двигаться, чтобы найти нужную информацию. Необходимо обладать профессиональным "чутьем". Деловые качества: высокое качество работы, повышение профессиональных знаний, творческий подход к работе, умение принимать профессиональные решения. Умение сориентировать читателя в большом массиве информации - показатель высокой квалификации и культуры библиотечного работника. Имиджмейкеры и психологи относят профессию библиотекаря к категории женщин-консультантов и считают, что они должны обладать следующими качествами:
· профессионализм,
· компетентность,
· внимательность,
· общительность,
· доверительность,
· готовность к помощи.
Профессия библиотекаря предполагает соблюдение этикета в одежде и во внешнем облике. Одежда должна соответствовать нашей внутренней культуре, зависеть от конкретной ситуации, положения в обществе, возраста. В библиотечной среде неуместны яркие дорогие одежды, изысканные прически, обилие украшений, яркая косметика. Костюм библиотекаря - это костюм деловой женщины, имеющей свой стиль. Существуют общепринятые, этикетные правила сочетания цветов, деталей, аксессуаров в деловом костюме. Правильно выбранный стиль одежды помогает свободно себя чувствовать, быть уверенным в себе. В деловом костюме важную роль играют прическа, бижутерия. Даже самый талантливый и профессионально подготовленный, но неопрятно причесанный библиотекарь не вызовет симпатии у читателей. Не должно быть много ярких украшений. Если вы одновременно надели бусы, цепочку, серьги, брошку, и все это в разном стиле, то сложится впечатление об отсутствии вкуса у обладателя этих украшений. Так как подавляющее большинство персонала библиотек, - женщины, хочу привести цитату из книги Наталии Правдиной "Я люблю себя": "Чувствуете себя свободными - станете свободными, чувствуете себя независимыми - станете независимыми, потому что Ваши мысли влияют на то, как Вы двигаетесь, и на то, как Вы начинаете говорить и даже скорость и легкость Вашей походки. Но для начала вам стоит воспитать в себе отношение к своим заслугам. Поощрение Ваших успехов способно в несколько раз увеличить темпы их роста… Женщина чувствует себя так, как она выглядит… Женщина, которая себя высоко ценит, не позволит появиться на людях с немытыми волосами, в несвежей блузке, в стоптанных туфлях". Библиотекарям не должно быть безразлично, как они выглядят со стороны, потому что через впечатление, производимое ими и их библиотеками на пользователей, лежит путь к определению статуса и роли библиотеки в жизни общества.
|